Во исполнение приказа Министерства образования Республики Коми от 05.10.2015 года №731 «Об апробации учебников и учебно-методических комплектов по предметам этнокультурной направленности» Центр развития этнокультурного образования в 2015-2016 учебном году организовал работу по апробации следующих учебников и учебно-методических комплектов:
- Учебник для 5 класса «Коми язык (как неродной)» (Авторы: Якубив Т.В., Поликарпова Т.Д., Бызова Ю.А.);
- Учебная хрестоматия для 9 класса «Литература Республики Коми» (Авторы-составители: Мусанова С.С., Нефёдова С.М., Сурнина Л.Е.);
- Рабочая тетрадь для 1 класса по краеведению «Край, в котором я живу» (Автор-составитель: Черных М.В.)
- Книга для чтения для 2 класса по краеведению «Край, в котором я живу» (Автор-составитель: Поляков Е.В.)
Согласно санитарным правилам и нормам длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся 2 класса не должна превышать 15 минут, для обучающихся 5 класса – 20-25 мин. Поэтому учебник по коми языку для 5 класса в количестве 144 штук и Книгу для чтения для 2 класса в количестве 187 экземпляров Институт развития образования выпустил за счет внебюджетных средств.
Заведующим центром совместно с авторами для каждой рукописи были разработаны и утверждены ректором формы заключений по результатам апробации. Несмотря на занятость в течение всего учебного года, и особенно в четвертой четверти, наши педагоги завершили весь комплекс работ по апробации рукописей и направили в Центр развития этнокультурного образования отчетные материалы. Копии заключений по всем апробируемым рукописям прилагаются.
Кроме этого, апробаторы отправили методические разработки уроков по апробируемой рукописи, которые войдут в Пособие для учителя.
Учебник по коми языку для 5 класса апробировали 13 педагогов в 9 школах и гимназии.
Общеобразовательная организация |
Педагог(и)-апробатор(ы) |
МБОУ «СОШ» с. Айкино Усть-Вымского района. Директор – Грохольская Тамара Николаевна |
Коннина Зоя Алексеевна, учитель коми языка (приложение 1) |
МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара. Директор – Попова Светлана Николаевна |
Бызова Юлия Александровна, учитель коми языка (приложение 2) |
МОУ «СОШ №3» г. Ухта. Директор - Зайцева Татьяна Алексеевна |
Оплеснина Янина Петровна, Хохлова Татьяна Евгеньевна, учителя коми языка (приложение 3, 4) |
МОУ «СОШ №5» г. Ухта. Директор - Кожевина Ирина Борисовна |
Сафонова Лилия Михайловна, Юшкова Валентина Фёдоровна, учителя коми языка (приложение 5, 6) |
МОУ «СОШ №3 им. В.И. Лыткина» г. Сыктывкар. Директор – Шегурова Татьяна Васильевна |
Расова Галина Ивановна, учитель коми языка (приложение 7) |
МОУ «СОШ» п. Подтыбок Корткеросского района. Директор – Казаринова Ольга Анатольевна |
Попова Марина Владимировна, учитель коми языка (приложение 8) |
МОУ «СОШ» п. Аджером Корткеросского района. Директор – Казакова Галина Ивановна |
Каракчиева Зинаида Ивановна, учитель коми языка и литературы (приложение 9) |
МАОУ «СОШ №16 г. Сыктывкар с углубленным изучением отдельных предметов». Директор – Поповцева Татьяна Михайловна. |
Родионова Любовь Владимировна, Овод Любовь Васильевна, учителя коми языка (приложение 10, 11) |
МАОУ «СОШ №18» г. Сыктывкар. Директор – Мартакова Ольга Константиновна. |
Чумакова Ирина Алексеевна, учитель коми языка, руководитель ГМО учителей коми языка (приложение 12) |
МБОУ «ООШ» д. Калининская Прилузского р-на. Директор – Федюнёв Сергей Петрович. |
Дымова Елена Васильевна, учитель коми языка (приложение 13) |
Всего в апробации участвовало 519 обучающихся. В связи с тем, что при изучении предмета «Коми язык» образовательные организации все больше выбирают программу «Коми язык как неродной», география эксперимента была расширена. Выбраны не только городские школы, где обучаются русскоговорящие дети, но и сельские школы, в которых функционируют так называемые смешанные классы, где одновременно обучаются коми и русские дети, а также такие классы, которые до недавнего времени обучались по программе «Коми язык (как родной)». Кроме этого выла выбрана гимназия и школа с углубленным изучением отдельных предметов, т.е. с учебником работали и в гимназических классах.
Весь учебный год педагоги вели дневник апробатора, в котором был представлен подробный анализ каждого урока. 27 января и 19 мая 2016 года были проведены республиканские семинары по апробации учебника. Была обеспечена видеотрансляция семинара, имеется видеозапись.
Анализ экспертных заключений показал следующее. 61 % процент педагогов, участвующих в апробации, имеют высшую категорию, 39% - первую. Стаж педагогической работы большинства из них (77%) составляет 11-30 лет. Во всех школах на изучение предмета «Коми язык» отведено 2 учебных часа в неделю, что составляет 70 часов в учебном году. Как было отмечено выше, всего в апробации участвовало 519 обучающихся. Из них 221 обучающийся на начало апробации по предмету «Коми язык» имели отметку «3», 441 обучающийся – «4» и 266 обучающихся – «5». На конец апробации отметку «3» имеют 184 обучающихся, отметку «4» - 440 обучающихся и отметку «5» - 317 обучающихся. Как видим, наблюдается положительная динамика качества знаний по предмету «Коми язык». Хотя, как показывает практика, при переходе из начальной школы в школу второй ступени уровень качества знаний обучающихся снижается.
В форме заключения по итогам апробации все педагоги отметили, что
- содержание рукописи обеспечивает достижение требований ФГОС по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов;
- содержание учебника способствует реализации системно-деятельностного подхода в обучении;
- содержание учебника способствует творческой деятельности обучающихся и формированию диалога культур;
- язык изложения учебного материала в учебнике, а также формулировки грамматических и лексических правил понятны, учитывают интересы данной возрастной группы;
- содержание учебника обеспечивает формирование навыков самостоятельной учебной деятельности у обучающихся;
- содержание учебника содержит задания для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
- содержание учебника отличается сбалансированностью теоретического и практического материала;
- текстовый материал и содержание упражнений учебника соответствуют нормам современного коми языка;
- учебный материал характеризуется последовательностью и логикой изложения;
- содержание учебника характеризуется разнообразием текстовых материалов и иллюстраций, которые дополняют текст, но не перегружают содержание урока;
- в содержании учебника отражены особенности Республики Коми;
- содержание учебника носит воспитывающий, развивающий и обучающий характер;
- содержание учебника способствует сохранению устойчивого внимания обучающихся;
- содержание учебника стимулирует познавательную активность обучающихся;
- в содержании учебника отсутствуют недостоверные факты;
- учебник интересен сильному, мотивированному к инновациям учителю, но в то же время не сложен для начинающего учителя;
- учебник существенно расширяет возможности использования различных форм организации деятельности обучающихся.
2 педагога из 13 отметили необходимость разработки и включения контрольно-измерительных материалов после каждого раздела. Все обучающиеся отнеслись к учебнику с интересом. 100% учителей рекомендуют учебник к использованию в общеобразовательных организациях РК.
Татьяна Владимировна Якубив, канд.фил.наук
заведующий центром развития этнокультурного образования ГОУДПО "КРИРО"