Во исполнение приказа Министерства образования Республики Коми от 05.10.2015 года №731 «Об апробации учебников и учебно-методических комплектов по предметам этнокультурной направленности» Центр развития этнокультурного образования в 2015-2016 учебном году организовал работу по апробации следующих учебников и учебно-методических комплектов:

  1. Учебник для 5 класса «Коми язык (как неродной)» (Авторы: Якубив Т.В., Поликарпова Т.Д., Бызова Ю.А.);
  2. Учебная хрестоматия для 9 класса «Литература Республики Коми» (Авторы-составители: Мусанова С.С., Нефёдова С.М., Сурнина Л.Е.);
  3. Рабочая тетрадь для 1 класса по краеведению «Край, в котором я живу» (Автор-составитель: Черных М.В.)
  4. Книга для чтения для 2 класса по краеведению «Край, в котором я живу» (Автор-составитель: Поляков Е.В.)

Согласно санитарным правилам и нормам длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся 2 класса не должна превышать 15 минут, для обучающихся 5 класса – 20-25 мин. Поэтому учебник по коми языку для 5 класса в количестве 144 штук и Книгу для чтения для 2 класса в количестве 187 экземпляров Институт развития образования выпустил за счет внебюджетных средств.

Заведующим центром совместно с авторами для каждой рукописи были разработаны и утверждены ректором формы заключений по результатам апробации. Несмотря на занятость в течение всего учебного года, и особенно в четвертой четверти, наши педагоги завершили весь комплекс работ по апробации рукописей и направили в Центр развития этнокультурного образования отчетные материалы. Копии заключений по всем апробируемым рукописям прилагаются.

Кроме этого, апробаторы отправили методические разработки уроков по апробируемой рукописи, которые войдут в Пособие для учителя.

Учебник по коми языку для 5 класса апробировали 13 педагогов в 9 школах и гимназии.

Общеобразовательная организация

Педагог(и)-апробатор(ы)

МБОУ «СОШ» с. Айкино Усть-Вымского района. Директор – Грохольская Тамара Николаевна

Коннина Зоя Алексеевна, учитель коми языка (приложение 1)

МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара. Директор – Попова Светлана Николаевна

Бызова Юлия Александровна, учитель коми языка (приложение 2)

МОУ «СОШ №3» г. Ухта. Директор - Зайцева Татьяна Алексеевна

Оплеснина Янина Петровна, Хохлова Татьяна Евгеньевна, учителя коми языка (приложение 3, 4)

МОУ «СОШ №5» г. Ухта. Директор - Кожевина Ирина Борисовна

Сафонова Лилия Михайловна, Юшкова Валентина Фёдоровна, учителя коми языка (приложение 5, 6)

МОУ «СОШ №3 им. В.И. Лыткина» г. Сыктывкар. Директор – Шегурова Татьяна Васильевна

Расова Галина Ивановна, учитель коми языка (приложение 7)

МОУ «СОШ» п. Подтыбок Корткеросского района. Директор – Казаринова Ольга Анатольевна

Попова Марина Владимировна, учитель коми языка (приложение 8)

МОУ «СОШ» п. Аджером Корткеросского района. Директор – Казакова Галина Ивановна

Каракчиева Зинаида Ивановна, учитель коми языка и литературы (приложение 9)

МАОУ «СОШ №16 г. Сыктывкар с углубленным изучением отдельных предметов». Директор – Поповцева Татьяна Михайловна.

Родионова Любовь Владимировна, Овод Любовь Васильевна, учителя коми языка (приложение 10, 11)

МАОУ «СОШ №18» г. Сыктывкар. Директор – Мартакова Ольга Константиновна.

Чумакова Ирина Алексеевна, учитель коми языка, руководитель ГМО учителей коми языка (приложение 12)

МБОУ «ООШ» д. Калининская Прилузского р-на. Директор – Федюнёв Сергей Петрович.

Дымова Елена Васильевна, учитель коми языка (приложение 13)

Всего в апробации участвовало 519 обучающихся. В связи с тем, что при изучении предмета «Коми язык» образовательные организации все больше выбирают программу «Коми язык как неродной», география эксперимента была расширена. Выбраны не только городские школы, где обучаются русскоговорящие дети, но и сельские школы, в которых функционируют так называемые смешанные классы, где одновременно обучаются коми и русские дети, а также такие классы, которые до недавнего времени обучались по программе «Коми язык (как родной)». Кроме этого выла выбрана гимназия и школа с углубленным изучением отдельных предметов, т.е. с учебником работали и в гимназических классах.

Весь учебный год педагоги вели дневник апробатора, в котором был представлен подробный анализ каждого урока. 27 января и 19 мая 2016 года были проведены республиканские семинары по апробации учебника. Была обеспечена видеотрансляция семинара, имеется видеозапись.

Анализ экспертных заключений показал следующее. 61 % процент педагогов, участвующих в апробации, имеют высшую категорию, 39% - первую. Стаж педагогической работы большинства из них (77%) составляет 11-30 лет. Во всех школах на изучение предмета «Коми язык» отведено 2 учебных часа в неделю, что составляет 70 часов в учебном году. Как было отмечено выше, всего в апробации участвовало 519 обучающихся. Из них 221 обучающийся на начало апробации по предмету «Коми язык» имели отметку «3», 441 обучающийся – «4» и 266 обучающихся – «5». На конец апробации отметку «3» имеют 184 обучающихся, отметку «4» - 440 обучающихся и отметку «5» - 317 обучающихся. Как видим, наблюдается положительная динамика качества знаний по предмету «Коми язык». Хотя, как показывает практика, при переходе из начальной школы в школу второй ступени уровень качества знаний обучающихся снижается.

В форме заключения по итогам апробации все педагоги отметили, что

  1. содержание рукописи обеспечивает достижение требований ФГОС по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов;
  2. содержание учебника способствует реализации системно-деятельностного подхода в обучении;
  3. содержание учебника способствует творческой деятельности обучающихся и формированию диалога культур;
  4. язык изложения учебного материала в учебнике, а также формулировки грамматических и лексических правил понятны, учитывают интересы данной возрастной группы;
  5. содержание учебника обеспечивает формирование навыков самостоятельной учебной деятельности у обучающихся;
  6. содержание учебника содержит задания для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
  7. содержание учебника отличается сбалансированностью теоретического и практического материала;
  8. текстовый материал и содержание упражнений учебника соответствуют нормам современного коми языка;
  9. учебный материал характеризуется последовательностью и логикой изложения;
  10. содержание учебника характеризуется разнообразием текстовых материалов и иллюстраций, которые дополняют текст, но не перегружают содержание урока;
  11. в содержании учебника отражены особенности Республики Коми;
  12. содержание учебника носит воспитывающий, развивающий и обучающий характер;
  13. содержание учебника способствует сохранению устойчивого внимания обучающихся;
  14. содержание учебника стимулирует познавательную активность обучающихся;
  15. в содержании учебника отсутствуют недостоверные факты;
  16. учебник интересен сильному, мотивированному к инновациям учителю, но в то же время не сложен для начинающего учителя;
  17. учебник существенно расширяет возможности использования различных форм организации деятельности обучающихся.

2 педагога из 13 отметили необходимость разработки и включения контрольно-измерительных материалов после каждого раздела. Все обучающиеся отнеслись к учебнику с интересом. 100% учителей рекомендуют учебник к использованию в общеобразовательных организациях РК.

Татьяна Владимировна Якубив, канд.фил.наук

заведующий центром развития этнокультурного образования ГОУДПО "КРИРО"