29-30 октября 2015 года в г. Сыктывкаре (Республика Коми) прошла IV Международная конференция «Место родных языков в региональных системах образования. Пути их развития в современных условиях». Данное мероприятия организовано Правительством Республики Коми совместно с Консультативным комитетом финно-угорских народов.

Открывая конференцию, Валерий Петрович Марков, член Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, председатель консультативного комитета финно-угорских народов, поздравил всех участников с началом работы и отметил, что конференция собрала специалистов дошкольного, общего, высшего и дополнительного образования, представителей муниципальных органов управления образования, научных учреждений семи финно-угорских регионов России и стран (Республик Коми, Карелия, Удмуртия, Марий Эл, Мордовия, а также Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономных округов, Финляндии). 

Участников конференции приветствовали Тамара Николаевна Николаева, Заместитель Председателя Правительства Республики Коми, Марина Дмитриевна Истиховская, ректор Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина.

Исполняющая обязанности министра образования Республики Коми Моисеева-Архипова Светлана Александровна в своем выступлении отметила, что «сегодня перед образованием выдвинуты сложные задачи подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, конфессий. Поэтому система образования многонациональной республики несет ответственность за формирование этнокультурной и региональной идентичности у учащихся, сохранение и развитие родных языков и национальных культур народов, проживающих на их территории». Она отметила, что успешность проведения государственной политики в области образования зависит от наличия и состояния законодательной базы, позволяющей результативно работать в данном направлении. Светлана Александровна подчеркнула значимость сложившейся и развивающейся в республике системы изучения коми языка и коми литературы как родных и коми языка как неродного, начиная с дошкольных образовательных организаций.

В завершении своего выступления С.А. Моисеева-Архипова определила следующие приоритетные направления деятельности Министерства образования Республики Коми и муниципальных органов управления образования по развитию этнокультурного образования в Республике Коми: 1) обеспечение реализации Закона РК «О государственных языках РК» в части организации изучения коми языка и литературы в общеобразовательных организациях; 2) создание условий для изучения коми языка и литературы  как родных; 3) обеспечение общеобразовательных школ учебниками нового поколения в условиях поэтапного введения ФГОС; 4) развитие системы поддержки талантливых детей, проявивших особые способности в изучении коми языка как родного; 5) совершенствование методического обеспечения преподавания коми языка и литературы; 6) кадровое обеспечение системы образования в части этнокультурного содержания образования педагогическими кадрами.

Выступая на пленарном заседании, министр национальной политики Республики Коми Галина Ивановна Габушева подробно остановилась на особенностях двуязычия в Республике Коми. Министр назвала исторически сложившееся в республике национально-русское двуязычие важнейшим этносоциальным фактором, который имеет большое значение для гармонизации межнациональных отношений и укрепления единства гражданского общества. "Сегодня объектами языковой политики в республике являются все стороны этноязыковой жизни – это и обеспечение языкового равноправия, и забота о соблюдении чистоты речи, и повышение уровня знания языков, и бережное отношение к культурному фонду, создаваемому как на национальном, так и на русском языке", - отметила Г.И. Габушева.

Подытоживая свое выступление, министр национальной политики отметила, что, несмотря на положительные тенденции в функционировании в общественной сфере, коми язык требует дальнейшей поддержки со стороны государства и внимания общественных институтов. Тем более, что этому способствуют достигнутое гражданским обществом понимание и согласие с необходимостью оказания поддержки национальному языку Республики Коми.

Ольга Кауппинен, гость из Финляндии, представитель Общества Финляндия-Россия, рассказала о VII Всемирном конгрессе финно-угорских народов и Российско-финляндском культурном форуме, а также о предоставляемых ими возможностях в сохранении и возрождении языков финно-угорских народов.

Григорий Васильевич Лымар, начальник отдела регионального развития управления региональной политики в сфере образования департамента образования ЯНАО, выступил с докладом о работе по сохранению и развитию языков коренных малочисленных народов Севера, проводимой в системе образования Ямала.

Выступление Ирины Борисовны Лисютиной, начальника отдела непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, было посвящено проблеме поддержки детей и молодёжи коренных малочисленных народов Севера в ХМАО-Югре.

По завершении пленарного заседания конференция продолжилась работой в секциях дошкольного и общего образования, на которых участники обсуждали актуальные вопросы современной языковой политики в сфере образования и делились опытом успешной реализации региональных проектов, направленных на сохранение и развитие этнокультурного и языкового многообразия.

 На секции общего образования Якубив Татьяна Владимировна, заведующий центром развития этнокультурного образования ГОУДПО «КРИРО», рассказала о программно-методическом обеспечении этнокультурного содержания общего образования в Республике Коми. В своем докладе она отметила, что в республике коми коми язык изучается в двух вариантах: как родной и как неродной. Ею были представлены не только основные направления деятельности центра, но и наглядно продемонстрирована система подготовки рукописей, а также технология апробации учебной литературы.

Шиянова Анастасия Антоновна, заведующий отделом экспертной и научно-образовательной деятельности бюджетного учреждения ХМАО-Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» продемонстрировала опыт работы Обско-угорского института прикладных исследований и разработок по изучению родных языков (хантыйский, мансийский, ненецкий).

Представители Петрозаводского государственного университета (Пашкова Татьяна Владимировна, заведующий кафедрой прибалтийско-финской филологии, и Коробейникова Светлана Валерьевна, старший преподаватель кафедры) рассказали об изучении карельского и вепсского языков, а также о подготовке специалистов по карельскому, вепсскому, финскому языкам в Петрозаводском госуниверситете. Аналогичной проблеме было посвящено выступление Дмитрия Иванович Пинаевского, проректора по административной и организационной работе Сыктывкарского госуниверситета.

Алонцева Ольга Ивановна, учитель карельского языка МБОУ Петрозаводского городского округа «Средняя финно-угорская школа имени Элиаса Лённрота», автор учебников по карельскому языку, представила участникам конференции финно-угорскую школу как центр сохранения и развития родных языков и культур.

Во второй части работы секции участники конференции разделились на шесть творческих групп. Работа первой группы «Учебно-методическое обеспечение преподавания родных языков» была посвящена проблеме подготовки учебно-методических комплектов (далее – УМК) по родным языкам. На секции был представлен опыт работы по подготовке УМК коллегами из Республик Марий-Эл, Карелии, а также Ямало-Ненецкого автономного округа.

Очень подробным и интересным было выступление Ирины Андреевны Сурьялайнен, автора учебников по финскому языку. Важно отметить, что учебники по финскому языку для начальной школы уже вошли в федеральный перечень учебников.

Кроме этого, на секции учителя-практики представили свои собственные разработки – рабочие тетради по коми языку. Марина Ивановна Вахнина презентовала новый учебник для обучающихся начальных классов, для которых коми язык является неродным языком. Она подчеркнула, что учебник носит ознакомительно-пропедевтический характер и рассчитан для образовательных организаций городов и поселков, в которых отсутствует коми языковая среда.

Выступление Татьяны Дмитриевны Поликарповой было посвящено концепции новых УМК по коми языку как неродному.

По итогам работы данной группы было решено разработать дорожную карту, в котором будет представлен механизм подготовки учебников и учебно-методических пособий по предметам этнокультурной направленности.

Работа второй творческой группы была посвящена проблеме формирования универсальных учебных действий (далее – УУД) при преподавании родных языков. В качестве положительного опыта учителем коми языка МБОУ «СОШ» с. Черныш Прилузского района Республики Коми, Супрядкиной Алёной Анатольевной, представлен мастер-класс «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках коми языка».

Оплесниной Яниной Петровной, учителем коми языка МОУ «СОШ №3» г. Ухты Республики Коми, продемонстрирован языковой портфель как средство формирования взаимоконтроля и самоконтроля у учащихся 5-9 классов на уроках коми языка. Модератор группы, Терентьева Светлана Николаевна, доцент кафедры теории и методики обучения Института педагогики и психологии СыктГУ, подчеркнула, что в рамках формирования УУД учителя используют проектную, исследовательскую деятельность, а также технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Резюмируя выступления участников конференции, она отметила отсутствие методических рекомендаций по формированию УУД при изучении родных языков и необходимость разработки контрольно-измерительных материалов для проверки УУД, а также создания шаблона технологической карты урока.

Выступления докладчиков третьей творческой группы были посвящены развитию речи во внеурочной деятельности. Модератор группы, Светлана Михайловна Нефёдова, учитель коми языка и коми литературы ГОШ-И «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова, резюмируя все доклады, сформулировала цель внеурочной деятельности как создание условий для приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственно-этическим ценностям народа коми, для проявления и развития творческих способностей. Для достижения данной цели педагоги используют разнообразные формы внеурочной деятельности: кружки «Краеведение», «Мой родной край», «Традиционная культура народа коми», «Журналистика», культурно-массовые проекты (фольклорный ансамбль «Купальнича»), которые дают возможность детям погрузиться в мир коми национальной культуры, тем самым способствуют формированию коммуникативной компетенции учащихся.

В условиях модернизации школьного образования усиливается значение технического сопровождения обучения. Федина Марина Серафимовна, начальник Центра инновационных языковых технологий Коми республиканской Академии госслужбы и управления, модератор группы по электронным образовательным ресурсам, рассказала об интернет ресурсах, которые можно использовать при изучении коми языка. Ею было отмечено, что Межрегиональная лаборатория информационной поддержки функционирования финно-угорских языков продолжает активно работать над корпусом коми текстов.

Участники пятой творческой группы обсудили вопросы развития языковой компетенции на уроках родного языка. Модератор группы, Болотова Галина Владимировна, доцент Института педагогики и психологии СыктГУ, отметила значимость выступления профессора кафедры регионоведения КРАГСиУ Игушева Евгения Александровича.

Койкова Ольга Тихоновна, преподаватель коми и русского языка ГПОУ «СГПК», рассказала о приёмах формирования познавательных УУД на уроках коми литературного чтения в начальной школе. Выступление Грабежовой Валентины Михайловны, методиста Центра развития этнокультурного образования ГОУДПО «КРИРО», автора учебников по коми языку как родному, было посвящено проблеме развития речи учащихся на уроках коми языка в основной школе. Обобщая выступления докладчиков, модератор отметила, что в последние годы не было монографических изданий по проблеме этнокультурного образования.

Студиград Наталья Ивановна, модератор творческой группы по проблемам и перспективам развития родных языков отметила следующие ключевые проблемы Республики Коми: отток сельского населения в города и районные центры; общее сокращение контингента обучающихся по республике и, как следствие, снижение количества обучающихся, носителей  коми языка как родного; переход образовательных учреждений с изучением коми языка как родного на изучение коми языка как неродного по причине сокращения количества детей, владеющих коми языком, а также из-за увеличения количества русскоязычного населения, в т.ч. детей мигрантов; тенденция к сужению сфер функционирования коми языка; неразработанность механизма разделения классов на подгруппы при изучении коми языка учащимися с разноуровневой языковой компетенцией; недостаточно эффективное использование высококвалифицированного кадрового потенциала вузов республики; недостаточная система мер привлечения   молодых специалистов для работы в сельских районах республики (отсутствие  благоустроенного  жилья); недостаточное финансирование издания учебной, методической литературы, способствующей реализации образования с этнокультурной составляющей  содержания.

Модератор секции дошкольного образования – Остапова Зоя Васильевна, канд. пед. наук, заведующий лабораторией национальных проблем дошкольного образования ГОУДПО «КРИРО».

В работе секции приняли участие более 50 педагогов дошкольных образовательных организаций Республики Коми и Марий Эл, методисты Управлений образования Корткеросского, Усть-Вымского, Усть-Куломского и Сыктывдинского районов.

Работа секции продемонстрировала сплочённость внутри сообщества педагогов дошкольного образования и правильное понимание основных задач в условиях деятельности дошкольных организаций в системе общего образования и стандартизации дошкольного образования.

Было прослушано 16 докладов и проведён мастер-класс «Второй язык с рождения» педагогами МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида» с. Выльгорт Сыктывдинского р-на.

Положительное, что выделили участники секции от прослушанного и увиденного:

- современные подходы в организации языкового и этнокультурного образования раскрыли сотрудники лаборатории национальных проблем дошкольного образования;

- новые идеи в организации двуязычного образования детей с использованием технологии языкового погружения прозвучали в докладах педагогов с. Кослан Удорского р-на, пст. Кебанъёль и с. Усть-Кулом Усть-Куломского р-на;

- этнокультурное образование и обучение коми языку в условиях северных городов (г. Усинск, г. Ухта, г. Воркута);

- активные формы работы с родителями (с. Сторожевск Корткеросского р-на, с. Выльгорт Сыктывдинского р-на);

Предложения участников секции в резолюцию конференции:

- продолжить работу по созданию и своевременному изданию учебно-методических пособий по дошкольному образованию разных видов и жанров;

- организовать продажу учебно-методической литературы и детских книг на коми языке в северных городах и районах республики;

- предусмотреть преемственность в обучении коми языку в детском саду и начальной школе.

Завершилась международная конференция пленарным заседанием, на котором выступили модераторы секций дошкольного и общего образования. По мнению участников, такие конференции очень важны и нужны для обмена опытом с коллегами из других регионов и дает импульс новым, иногда неожиданным, идеям и решениям в вопросах подготовки УМК, изучения и преподавания родных языков, а также просветительской работы.

 

Татьяна Владимировна Якубив, канд.фил.наук,

заведующий центром развития этнокультурного образования ГОУДПО "КРИРО"